Александр Грезев (grezev) wrote,
Александр Грезев
grezev

Отчет о наблюдении в Румынии

С 30 октября до 4 ноября я находился в Румынии как международный наблюдатель на президентских выборах в рамках миссии Европейской платформы за демократические выборы (EPDE). Миссия состояла из 14 представителей членов гражданских организаций наблюдателей из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Германии, Молдовы, России и Украины. Для меня это было уже пятое международное наблюдение.

Уже первые впечатления после прилета в Бухарест по дороге из аэропорта – это огромное количество агитации за кандидатов, буквально на всех столбах, билбордах, кубах и многих зданиях. От этого буквально негде было скрыться. Больше всего агитации, безусловно, было за премьер-министра Виктора Понту. Он мог себе позволить вешать свои плакаты на целые многоэтажные дома. Его основной конкурент Клаус Йоханнес также имел баннеры внушительного размера, хотя в количестве они уступали Понте. На третьем месте в этом показателе был Кэлин Попеску-Тэричану, а на четвертом эффектные плакаты Елены Ундреа. Еще иногда встречались круглые красные наклейки Моники Маковей, штаб которой мы посещали. Что любопытно, именно в таком порядке кандидаты и получили свои голоса!



Наша рабочая программа до дня выборов включала несколько встреч и мероприятий. Сначала мы поехали в центральную избирательную комиссию, поговорили с её работниками об организации выборов в Румынии и получили свои удостоверения. Потом побывали в офисах наших партнёров ActiveWatch, Pro Democratia и других местах, а также в штабе кандидата в президенты Моники Маковей. Этот визит не означал, что мы или наши партнеры её как-то поддерживали. Просто организаторы миссии присылали предложение пообщаться с нашей делегацией многим кандидатам, и только Маковей согласилась. На всех встречах мы обсуждали политическую ситуацию в стране и избирательное законодательство.

Внимательно вчитываясь в законы, нам уже стало ясно, что очень многое неидеально или не прописано, а это дает множество неоднозначных толкований на практике. К сожалению, в день выборов мы столкнулись с самыми разными проблемами, которые являются следствием слабого румынского законодательства. Но начать стоит с избирательных комиссий. Формируются они только парламентскими партиями, а председатель и заместитель всегда беспартийные юристы. Другие партии, которые выдвигают своего кандидата, или независимые кандидаты, лишены возможности включать в комиссии своих членов, а значит не только участвовать в их работе, но и получать копии протоколов с участков. Также все политические партии и независимые кандидаты не имеют права отправлять на участки своих наблюдателей, что на мой взгляд вообще какой-то нонсенс. Возможность такая в Румынии есть лишь у организаций, но и они копии протоколов не получают.
Все наблюдатели нашей миссии работали только в Бухаресте, который поделен на 6 административных секторов. Конкретно я со своим напарником из Украины работал во втором, но еще мы заезжали в пятый, чтобы проголосовал наш переводчик. В общей сложности мы побыли на 15 избирательных участках. Открываются они в 6:00 утра, а выборы начинаются в 7:00 и продолжаются до 21:00 часа, когда на вход дверь закрывается и начинается подсчет.
Все основные процедуры и замечания я опишу по темам.

Избирательные участки

Распложены они, как и у нас, в основном в школах или административных зданиях. И вот здесь уже первая проблема. По одному участку в одном здании я вообще не видел, но были в одном месте, где их 9 (!). В среднем же норма по 4-5 участков в одном здании. Я уверен, что такая дислокация приводит к затруднению у некоторых избирателей, которым далеко добираться до участка. Также проблема есть в расположении в самом здании. Некоторые находятся внутри тесных классов, где неуютно и душно. Но есть множество примеров, когда несколько участков в одном спортивном зале, причем они никак не разграничены. Именно в таком мы были на подсчете, когда можно было спокойно перемещаться между тремя участками. С точки зрения наблюдателя это даже благо, но вот для комиссий - головная боль, которую они почему-то не пресекали заранее, не установив хоть какие-нибудь границы. Так некоторые избиратели все же умудрялись бросать бюллетени с одного участка в урну другого. Естественно при подсчете это было неприятно. Доходило до забавного, когда одна комиссия хотела вернуть бюллетень из своей урны в другую, но та не хотела его принимать, потому что у них уже завершился подсчет и все сошлось.



Председатели и комиссии

Несмотря на то, что все председатели вроде бы как юристы, взгляд на законы у них совершенно разный. А комиссии вообще какие-то недружелюбные. Когда заходишь на участок, на тебя смотрят как на инопланетянина. В России, Украине и Литве нам предлагали чай и угощения, а здесь об этом речи даже нигде не было. И хотя в основном мы не испытывали проблем с допуском на участки, были и эксцессы. Так на одном председатель нам сказала, что находиться мы можем только по одному, потому что места мало. А еще заявила, что количество избирателей – это тайна. Когда мы приехали в одну школу на подсчет, нам отказали в присутствии переводчика после закрытия участка. Спорить не стали и нашли другую. Также нам запрещали фотографировать членов комиссии и наблюдателей.

Наблюдатели и условия работы

Это крайне негативный момент. Наблюдали в Румынии фактически отсутствуют. Было хорошо, если мы заставали хоть одного человека от какой-то организации. Но вот условиях для них просто отсутствуют. Иногда просто сесть было буквально негде, не говоря уже о каком-нибудь столике для удобной работы.

Оформление участка

В Румынии нет информации о кандидатах, избиратели могут прочитать лишь о процедуре и ознакомиться с аннулированным бюллетенем. Про него стоит сказать отдельно. Бюллетень напечатан на бумаге очень низкого качества и единственной защитой, фактически, на них это печать комиссии, которую они ставят до выборов или вовремя них. Еще на участках должны быть таблицы с явкой, количеством проголосовавших на дому и по дополнительному списку. Но кое-где таких таблиц вывешено не было, или они заполнялись со значительным опозданием.



Урны

Это кошмар какой-то. На одном участке лишь одна… картонная стационарная и переносная урна. Выглядит это просто ужасно. Мало того, что она непрозрачная, так еще и на многих нет никакой печати! Только скотчем обмотана. У переносной коробки даже ручки нет, и как они ее только носят?



Списки и дополнительные списки

Вот здесь хуже всего. Как нам объяснили, этим летом вступил в силу закон, по которому избиратель может проголосовать не на своем участке, его просто могут включить в дополнительный список. В Бухаресте, как мы наблюдали на практике, так проголосовать могли только те, кто не прописан в городе. Постоянным жителям Бухареста это не разрешалось. Причем открепительных никаких нет, и мы так и не поняли, как однозначно можно пресечь многократное голосование приезжих. Электронных баз в Румынии нет, а система последующих проверок списков не дает 100% защиты от возможных нарушений, потому что в любом случае это происходит намного позже подведения итогов выборов.

Избиратели

Здесь очень разочаровало, что на участках практически не было молодежи. Реально, даже в России ее больше на выборах, а в Румынии и избиратели среднего возраста уже редкостью были. Подавляющее большинство – пенсионеры.



Голосование

Проголосовать румыны могут не только по паспорту, но и по многим другим документам. Когда избиратель подходит к нужному члену комиссии по адресу на табличке, тот находит его в списке и дает бюллетень… с печатью. Да, в Румынии голосуют не галочками, а именно штампами в поле большого размера за кандидата в бюллетене. Избиратель идет и голосует в кабинке, потом опускает бюллетень в урну и обязательно возвращает печать члену комиссии, а тот отдает ему его документ взамен. Т.е. вынести бюллетень с участка практически невозможно, к тому же это уголовное преступление по закону. В документе (чаще всего это паспорт в виде карточки), делается наклейка с датой выборов. Но теоритически удалить ее можно, так что тоже сомнительная защита.

Процедура подсчета

Вот здесь просто феерия вышла. На всех трех участках считали по-разному! Начнем с того, что на одном бюллетени начали гасить еще до окончания выборов! Делается это не отрезанием уголка, а перечеркиванием, надписью anulat и росписью члена комиссии. Как они считают списки, я описать не берусь, но выглядят они часто ужасно, к тому же несброшюрованные. И вот настал черед вскрытия урн. Две комиссии сдвинули несколько столов и вывалили бюллетени на них, но одна сделала это прямо на пол! Причем, как я все же понимаю, сначала вскрывается переносная урна. Две комиссии это сделали вовремя, а одна забыла и вспомнила уже вовремя подсчета… Те, кто сортировал и подсчитывал на столе, позже клали стопки с подписанными именами и количеством голосов на пол. А кто основную работу делал на полу, наоборот выкладывали стопки на столы. Как считались бюллетени – это для российского наблюдателя просто ад! Одновременно несколько человек, кто как попало. Осложняло и то, что румынский бюллетень – это не один лист, а сложённая мини-книжка. Увидеть что-то наблюдателю просто нереально, да и комиссия вообще не считает нужным что-то показывать или объяснять. На всех участках цифры не сошлись сначала, и они пересчитывали. Очень неоднозначно это для нас, придирчивых во всем наблюдателей.



Результат на участках

Мы были при подсчете на 169, 170 и 171 участках. Результаты вышли разные. На 169 победил Понта с 242 голосами, против 186 у Йоханнеса и 104 Маковей (она в Бухаресте набрала в разы больше, чем по стране). А вот на других ситуация иная. На участке 170 уже 279 у Йоханнеса, у Понты 270, а у Маковей 129. На 171 Йоханнес набрал 284, Понта 228, а Маковей 102.



Общий вывод

Написанная критика никак не ставит под сомнения, что выборы прошли демократично и результат под сомнения я не ставлю. Однако Румынии нужно серьезно доработать свое законодательство, чтобы устранить многие противоречия с неоднозначными трактовками, а также изменить принцип формирования комиссий и правила направления наблюдателей, расширив их права. Полный перечень наших рекомендаций в специальном экспертном заявлении.

Прогноз на второй тур 16 ноября

Несмотря на то, что Понта набрал на 10% больше Йоханнеса, исход выборов далеко неясен. Дело в том, что большинство голосов Попеску-Тэричану, Маковей, Ундреа и венгра Келемена должны отойти к Йоханнесу. А еще должна быть больше явка, в том числе за счет городского населения и молодежи. Так что я считаю Йоханнеса фаворитом второго тура.
Tags: Румыния
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments